Великая Пустыня полна следов человека, оставленных намеренно. Некоторым рисункам и гравюрам Сахары более 10 тысяч лет. На самых древних — дикие животные : слоны, жирафы, носороги, бегемоты, страусы, антилопы, часто гигантских размеров, куда крупнее, чем в жизни. Иногда все наоборот: следуя за проводником, вы, пригнувшись, забираетесь под выступ скалы — и оказываетесь средь стада красных коров размером с ладонь.
На протяжении веков жившие здесь люди рассказывали о себе. Желтовато-коричневый и желто-красный фон скальных пород и песчаников тассили оказался идеальным материалом, сохранившим архив нескольких эпох. В сотнях изображений Тассили Н'Аджер, открытых, описанных и скопированных французским исследователем Анри Лотом в 50-х годах XX века, — жизнь различных народов, населявших массив в разное время.
«Нас поразило, — писал А. Лот, — разнообразие стилей и сюжетов, которое мы обнаружили при исследовании многочисленных наслоений росписей…Одни рисунки располагались изолированно, другие представляли собой сложнейшие композиции. Мы очутились как бы в величайшем музее доисторического искусства. Некоторые рисунки поражали своим мастерством.. Два основных стиля характеризуют эти росписи: один — символический, более древний, по всей вероятности, негроидного происхождения; другой — более поздний, явно натуралистический, в котором ощущается влияние культуры долины Нила. …И если иногда в них можно обнаружить египетское или, возможно, микенское влияние, наиболее древние из них, безусловно, принадлежат к неизвестной самобытной художественной школе.»
Взгляните на карту Сахары — регионы, где встречается наскальная живопись, отмечены значком «бегущая антилопа». Знающий проводник покажет их вам и в других местах, а общие знания периодизации помогут приблизительно определить, как далека от вас во времени точка отсчета. Русской терминологией проводники пока не владеют.
И если подозвав вас к себе, гид, вытянув руку в направлении рисунка, произнесет немецкое слово «рундкопф» — знайте, что перед вами изображением периода «круглоголовых» — ранний каменный век, примерно шестое тысячелетие до нашей эры.
Фотографируйте все. В парижском «музее человека» собраны копии фресок Тассили, но многие оригиналы, увы, бледнеют на глазах — Национальные парки Хоггар и Тассили Н'Аджер открыты зною и ветрам Сахары. Фотографируйте, ибо это не «снимки на память», а всплеки эмоций, донесенные через века. Одна только «Плачущая корова» чего стоит. Гениально — и все тут…