МУЗЕЙ ЧЕЛОВЕКА

Великая Пустыня полна следов человека, оставленных намеренно. Некоторым рисункам и гравюрам Сахары более 10 тысяч лет. На самых древних — дикие животные : слоны, жирафы, носороги, бегемоты, страусы, антилопы, часто гигантских размеров, куда крупнее, чем в жизни. Иногда все наоборот: следуя за проводником, вы, пригнувшись, забираетесь под выступ скалы — и оказываетесь средь стада красных коров размером с ладонь.

На протяжении веков жившие здесь люди рассказывали о себе. Желтовато-коричневый и желто-красный фон скальных пород и песчаников тассили оказался идеальным материалом, сохранившим архив нескольких эпох. В сотнях изображений Тассили Н'Аджер, открытых, описанных и скопированных французским исследователем Анри Лотом в 50-х годах XX века, — жизнь различных народов, населявших массив в разное время.

«Нас поразило, — писал А. Лот, — разнообразие стилей и сюжетов, которое мы обнаружили при исследовании многочисленных наслоений росписей…Одни рисунки располагались изолированно, другие представляли собой сложнейшие композиции. Мы очутились как бы в величайшем музее доисторического искусства. Некоторые рисунки поражали своим мастерством.. Два основных стиля характеризуют эти росписи: один — символический, более древний, по всей вероятности, негроидного происхождения; другой — более поздний, явно натуралистический, в котором ощущается влияние культуры долины Нила. …И если иногда в них можно обнаружить египетское или, возможно, микенское влияние, наиболее древние из них, безусловно, принадлежат к неизвестной самобытной художественной школе.»

Взгляните на карту Сахары — регионы, где встречается наскальная живопись, отмечены значком «бегущая антилопа». Знающий проводник покажет их вам и в других местах, а общие знания периодизации помогут приблизительно определить, как далека от вас во времени точка отсчета. Русской терминологией проводники пока не владеют.

И если подозвав вас к себе, гид, вытянув руку в направлении рисунка, произнесет немецкое слово «рундкопф» — знайте, что перед вами изображением периода «круглоголовых» — ранний каменный век, примерно шестое тысячелетие до нашей эры.

Фотографируйте все. В парижском «музее человека» собраны копии фресок Тассили, но многие оригиналы, увы, бледнеют на глазах — Национальные парки Хоггар и Тассили Н'Аджер открыты зною и ветрам Сахары. Фотографируйте, ибо это не «снимки на память», а всплеки эмоций, донесенные через века. Одна только «Плачущая корова» чего стоит. Гениально — и все тут…

Щелкните для увеличения:

Рисунок «периода круглоголовых», Тан Зумийтак Гравюра, вади Ихерир Гравюра, Юф Акахит Рисунок, Сефар Рисунок, Тин Тазарыфт Рисунок, Сефар Рисунок, Тин Тазарыфт Рисунок, Тин Тазарыфт Рисунок, ущелье Тададин Рельеф «Плачущая корова», 220х480 см, Тагагарт Фрагмент обширной фрески, Сефар
 
Рельеф «Спящая антилопа», Тин Тагырт